Главная » 2010 » Июнь » 12 » Радио в виртуальной среде: метаморфозы традиционного медиа
14:37
Радио в виртуальной среде: метаморфозы традиционного медиа
– Было сложно доказать рекламодателям, что "Наше Радио” — станция для современных и очень разных людей, поскольку существовал стереотип, что наша аудитория ограничивается подростками в джинсах с гитарой, поющими песни в подземном переходе.

– Однажды один известный маркетолог назвал радио Золушкой в мире медиа, потому что доля рекламных доходов радио чрезвычайно мала по сравнению с другими СМИ. Насколько можно судить, все усилия радиосообщества пока не дали заметных изменений этой ситуации.

Значит ли то, о чем Вы рассказываете, что сегодня радио выходит в новую область существования, где конкуренция с телевидением уже не будет актуальной?


– Радио — Золушка?.. Все зависит от того, с чем сравнивать радио. С издательскими домами? С телеканалами? Да, телеканалы — это та же самая Рублевка в мире медиа. Ну и что?

С Интернетом? Интернет — это вообще, как в свое время пел Борис Борисович Гребенщиков, "та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли”.

Если и сравнивать медиа друг с другом, нужно смотреть не на то, что происходит сегодня, а на то, что будет происходить лет через 10, а может и через 20-30.

Мир New Media со временем уравняет возможности медиа, в том числе и рекламные. Любой медианоситель  сможет предложить аудитории печатное слово, картинку или звук (а вскоре, возможно, и запах), быть интерактивным. Вопрос только в том, достаточно ли интересен этот медианоситель и смогут ли его создатели найти какую-то фишку для того, чтобы миллион других людей обратили на него свое внимание.

Мне кажется, что радио в этом смысле никак не отличается от других медиа. Сегодня часто говорят о том, что, мол, Интернет несет угрозу для радио. Ничего подобного. Интернет не несет угрозы радио, потому что Интернет — это только платформа. Может быть, Интернет несет угрозу FM-радио — точно так же, как FM-радио когда-то несло угрозу для АМ-радио, а последнее — проводному радио. Но никто же не говорил во всех этих случаях, что радио умерло. И с появлением телевидения все опасались за судьбу радио, но оно выжило.

С Интернетом ситуация та же самая — просто появилась новая платформа, причем платформа универсальная для всех медиа. Если, скажем, газеты до сих пор могли выходить только в печатном виде, и средством обратной связи с читателями служили письма, то что такое газета сегодня? Любой корреспондент может взять в руки видеокамеру, снять репортаж, выложить его в Интернете — и чем это будет отличаться от телевидения или радио?..

Разница может быть только в том, какой из способов доставки информации останется для того или иного медиа превалирующим.
Но унификация медианосителей будет продолжаться. Если вчера по телевизору нельзя было посмотреть прошедший выпуск новостей, то сегодня узнать эти новости можно, зайдя на сайт телеканала. Там можно найти ленту новостей, как в газете: нет возможности смотреть — читайте.
В общем, уже поздно вести разговор о радио, как о Золушке. Он не актуален. Все близится к уравниванию возможностей носителей.
Если же говорить о размере доходов, то, безусловно, в этом отношении лидирует телевидение. Всё большие деньги начинает зарабатывать и Интернет. Доля традиционного радио в "рекламном пироге” всегда была достаточно невелика. Ну, так у этого носителя есть все шансы укрепить свои позиции.

Ведь что такое "Наше.ру”? Давайте забудем о том, что это сайт, ведь Интернет — просто способ доставки информации. Каждый, кто хочет, может зайти на этот сайт, как в комнату, и посмотреть, скажем, видеозапись концерта любимой группы. Или посмотреть, что в данный момент происходит у нас в студии, высказать свое мнение по этому поводу, пообщаться с нами и получить какое-то традиционное развлечение в виде музыки или шоу. Или прислать нам какую-то интересную фотографию — и мы покажем ее другим, пусть они тоже оценят. Действительно, сайт — это та же самая комната, где можно пообщаться друг с другом.

– Помогает ли развитие Интернет-проектов увеличивать доходность станции?


– Существенно помогает. Но целью такого развития станции является не просто увеличение доходности. Надо понимать, что когда медиапространство выравнивается, перед вами встают новые задачи. Ваш частотный ресурс постепенно утрачивает свою ценность. Через какое-то время шансы "Нашего Радио” или какой-то другой радиостанции или даже кого-то, кто только что в Интернете открыл новую радиостанцию, сравняются. Очень хотелось бы, чтобы в этот момент наше влияние на новую медиасреду было настолько большим, чтобы мы как минимум не теряли собственную аудиторию, а лучше  приобретали новую. Вот это, конечно, настоящая задача. А доходы здесь увеличиваются естественным путем: с одной стороны, у вас появляется дополнительный медианоситель, а значит, и дополнительная возможность рекламы, плюс доходы от SMS, потенциальные доходы от WAP. Но самое главное, чтобы все новые медианосители приносили вам уверенность в завтрашнем дне.

– В одном из интервью Вы сказали, что реклама в FM-диапазоне сегодня перестает быть единственным источником дохода радиостанций. Что Вы имели в виду?


– В какой-то момент я обнаружил, что доля доходов от новых технологий становится существенной. Причем мы ни в коем случае не ставим задачу как можно больше заработать за счет SMS и разных цифровых услуг. Доходы от них являются следствием правильной, логичной интеграции этих технологий.

Думаю, что и на многих телеканалах прибыль от SMS занимает значительное место в статье доходов. Честно говоря, меня немножко коробит от того, как зарабатываются эти деньги (например, зрителям предлагают составить слово из букв д, и, п, л, о, м, и все кидаются посылать SMS, надеясь выиграть приз, а в эфир пускают "звонки зрителей” с нелепыми вариантами: "это собака?..” И тому подобное).
SMS-игры и для нас являются одним из источников дохода. Но мы стараемся создать некую игровую среду таким образом, что даже если слушатель не отправляет никаких сообщений, ему все равно интересно с нами играть.

Думаю, что доля новых технологий (SMS, Интернет, WAP и пр.) в следующем году вполне может превысить 10% в структуре доходов «Нашего Радио». И это притом, что мы, можно сказать, притормаживаем рост таких доходов, иначе за месяц могли бы собрать столько же денег, сколько от размещения рекламы в эфире. Однако так можно быстро, дешево и достаточно бездарно продать доверие собственной аудитории ей же самой. Нам это ни к чему.

Другое дело, что мы мечтаем о создании на базе радиостанции большого мультимедийного бренда, в котором доля заработка с рекламы будет составлять процентов 50, не больше. А все остальное, допустим, будет занимать обмен платным и бесплатным контентом.
Думаю, что лет через пять у многих радиостанций прибыль от прямой рекламы будет занимать не больше половины всех доходов.


Категория: Мирные новости | Просмотров: 375 | Добавил: Влад | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
§