Главная » 2010 » Май » 18 » Такого телевидения высокой четкости, как в России, не будет нигде в мире
22:50
Такого телевидения высокой четкости, как в России, не будет нигде в мире
До
конца этого года в России начнет действовать первый национальный
стандарт для цифрового телевидения высокой четкости, или HDTV.
Разрабатывая свой стандарт HD-вещания, Россия предпочла не следовать
рекомендациям ITU,
предложившей для всех стран унифицированный формат кадра 16:9.
Предпочтительным форматом для российских вещателей избрана уникальная
пропорция 15:9, нигде, кроме России, не существующая. Разработчики ГОСТа
для российского HDTV из петербургского НИИ телевидения поясняют, что
формат 15:9 оптимален для воспроизведения форматом 4:3, в котором снята
основная часть российского телевизионного контента. Вещатели опасаются,
что применение такого национального стандарта увеличит затраты
производителей контента.High Defenition TelevisionInternational Telecommunications Union
Что написано в ГОСТе
Пункт 4.7 национального стандарта
для цифрового ТВ высокой четкости гласит: «Предпочтительным является
воспроизведение изображения высокой четкости унифицированным растром с
форматом отображения 15:9 и числом отображаемых элементов 1920 на 1152 с
полем отображения дополнительной информации внизу растра для
отображения речевого или иноязычного сопровождения в цифро-буквенном
виде или полного отображения изображения с форматом кадра 4:3».ГОСТ Р 53533-2009
То есть российский формат HD-телевидения с кадром 15:9 получится в
результате добавления к экрану дополнительной полосы внизу экрана (см.
рисунок). В результате чего российский стандарт HD-вещания стал
уникальным не только по соотношению сторон кадра, но и по числу
отображаемых элементов ― у нас оно будет самым большим в мире.
ГОСТ для телевидения высокой четкости утвержден приказом
Ростехрегулирования и начнет действовать до конца
этого года.по словам представителей НИИ телевидения
Зачем так сделали
Руководитель разработки ГОСТа, главный научный сотрудник НИИ
телевидения Леонид Полосин рассказал «Маркеру», что российский
национальный стандарт HD-вещания принят с учетом того, что основная
часть контента сделана в формате 4:3: «Если производить перевод на
рекомендованый ITU формат высокой четкости 16:9, то весь архив в формате
4:3 приходится кашетировать, то есть обрезать. Чтобы этого не делать,
мы предложили добавить к 1080 строкам, которые получаются при
воспроизведении формата 4:3, еще 72 строки и сделать их видимыми. Тогда
получается, что формат 4:3 можно воспроизводить в ТВЧ практически без
искажений. А при вещании программ, снятых в формате 16:9, это
дополнительное поле используется для субтитров, которые сейчас
накладываются прямо на кадр».
Что говорят вещатели
С проблемами в ходе реализации национального стандарта HD-вещания
могут столкнуться производители контента. «С точки зрения вещания тут
проблем нет, ― заявил „Маркеру" генеральный директор ФГУП РТРС Алексей
Малинин. — А вот с точки зрения производства программ тут будут
сложности. Не уверен, что данный ГОСТ поддерживается оборудованием,
производящим картинку, то есть камерами, видеомагнитофонами, монтажными.
Тут нужна экспертиза. Вообще, странно, что, принимая такой ГОСТ, не
посоветовались с вещателями и Минкомсвязи. Я, например, первый раз слышу
о таком ГОСТе. Мне непонятно, как он так мог пройти без обсуждения».Российская телевизионная и радиовещательная сеть
Переформатирование под новый ГОСТ будет означать дополнительные затраты, говорит
специалист. Если сейчас большинство вещателей могут брать HD-канал прямо
со спутника и доставлять его потребителю, дополняя переводом, то теперь
надо будет брать со спутника оригинальную версию, переформатировать ее,
потом опять поднимать на спутник и уже в таком виде доставлять
российскому потребителю. «Это целая история», — уверяет Малинин.рассказал «Маркеру» один из вещателей HD-контента
К 2015 г. бесплатным эфирным телевидением в России будет
пользоваться менее половины телезрителей страны, а доходы от услуг
платного ТВ вырастут почти вдвое — до $1,53 млрд. Такие выводы можно
сделать, исходя из прогнозов аналитической компании J’son & Partners
Consulting, выпустившей свежее исследование. Интересно, что государство
при этом предпочитает двигаться в противоположном направлении. ФЦП «Развитие
телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 гг.» с бюджетом 122,445 млрд руб.
через пять лет должна обеспечить бесплатный доступ 98,8% населения к
цифровому эфирному телевещанию.Федеральная целевая программав том числе из федерального бюджета — 76,366 млрд
руб.
Что говорят аналитики о прогнозах рынка платного ТВ в России
По оценке J’son & Partners Consulting, на конец 2009 г. услугами платного телевидения в России
пользовалось более 14,5 млн домохозяйств, или треть от их общего количества. А к 2014 г.
абонентская база пользователей услуг платного ТВ достигнет 22,5 млн
домохозяйств ― ровно половины. Нетрудно подсчитать, что при сохранении
тенденции роста платного ТВ, предсказываемой J’son & Partners, к
2015 г. к платному ТВ в России будет подключено около 24 млн
домохозяйств, или свыше 53% от их общего числа в стране.кабельного, непосредственно спутникового и IP-TVЭто на 21% больше, чем в 2008 г.
На самом деле уже сейчас пользователей платного ТВ в России больше
чем 14,5 млн: по данным той же J’son & Partners, у крупнейшего
оператора спутникового ТВ ― компании «Триколор-ТВ» — по итогам 2009 г.
было 4,2 млн пользователей платных услуг, а еще 2 млн домохозяйств
смотрели бесплатные каналы. Но дело в том, что эти 2 млн не совсем
бесплатные пользователи: они заплатили по несколько тысяч рублей за
установку комплекта приемного спутникового оборудования. Поэтому
реальная база абонентов платного ТВ сейчас не менее 16,5 млн
домохозяйств, или около 37% всех домохозяйств страны.
Что говорят отраслевые эксперты
Отраслевые эксперты настроены еще более радикально. Президент
Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин заявил
«Маркеру», что, по оценкам экспертов АКТР, к 2015 г. в России из 45 млн
домохозяйств услугами кабельного телевидения будут пользоваться 25 млн,
услугами спутникового телевидения — 15 млн и только остальные 5 млн —
услугами цифрового эфирного телевидения, причем, как правило, в
пригородах. Из этого прогноза следует, что через пять лет к услугам
платного ТВ будет подключено 89% всех домохозяйств страны, а эфирное
цифровое ТВ станет использоваться только в 11% российских квартир.
Сколько можно заработать на платном ТВ в России
По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2009 г. объем рынка
платного ТВ в России вырос на 6% по сравнению с 2008 г. и составил около
$830 млн. Как считают аналитики, доходы на рынке услуг платного ТВ к
2014 г. вырастут до $1,53 млрд. Но это еще не все. По данным Ассоциации
коммуникационных агентств России (АКАР), в 2009 г. объем рекламы на кабельном и спутниковом ТВ
России вырос на
14%, с 1,3 млрд до 1,5 млрд руб. Показательно, что объем рекламы на
платном ТВ в 2009 г. увеличился более чем вдвое по сравнению с
докризисным 2007 г., когда он составлял 700 млн руб. Это, конечно,
немного по сравнению с объемом рекламы на эфирных телеканалах: доля
рекламы на платном ТВ в 2009 г. составила только 1,4% общего рынка
телерекламы. Тем не менее объем рекламы на платном ТВ устойчиво растет
даже на фоне падения продаж на эфирных каналах, которые в 2009 г.
сократились на 18%. В сочетании с ростом абонентской базы увеличиение
рекламных доходов открывает для платного ТВ реальную перспективу стать
самым востребованным у российской аудитории.без учета рекламы на каналах эфирного ТВ