08:51 Отличительной чертой традиционного русского мировоззрения является ориентация на низкий уровень потребления | |
Знаток крестьянства А.В.Чаянов в свое время сказал: "побеждает тот, кто умеет голодать". Поэтому никто ни в одной войне не смог сломить русского солдата-крестьянина и никто не сможет сломить русский народ (если сам он этого не захочет). По этой же причине Запад не смог перемолоть Китай и Индию (хотя были годы и даже десятилетия, когда западные страны фактически оккупировали эти страны). Культура голода несравненно выше и тоньше культуры сытости. И крестьянские народы ею владеют. Культура голода - это вовсе не модные сейчас голодания и разгрузочные диеты. Культура голода - это мировоззрение довольного жизнью человека, находящего радость в собственном существовании и приученного обходиться необходимым. Много веков вся жизнь русского человека была приспособлена к тому, чтобы обучиться культуре голода, культуре низкого потребления. Если говорить прямо, то традиционная русская культура учит именно этому - аскетике. Часто не правильно понимают это слово. Аскетика - это вовсе не мазохизм, не бессмысленные самоистязания. Аскетика - это радость. Это умение находить радость в самых простых вещах, умение быть благодарным за то, что есть, умение находить удовольствие даже в отказе от желаемого. Для примера вспомним Татьяну Ларину из "Евгения Онегина". Почему Татьяна отказала Евгению Онегину? Многие из современных девушек поступили бы иначе: они брали бы деньги и у законного мужа, и на стороне бы крутили любовь с Женечкой Онегиным. Но для Татьяны клятва нелюбимому человеку была дороже, чем волнение ее сердца. Почему? Потому что она была воспитана в традиционной русской культуре, аскетической по своей природе. Она знала о том, что радость может быть горькой. И рождаться эта радость может и оттого, что ты сдержал себя и не переступил через черту. Аскетическая культура, культура голода - это искусство радоваться всему, в том числе тому, что ты умеешь остановиться. Человек, имеющий эту культуру, не будет набрасываться на еду. Он сначала успокоится (раньше для этого существовала традиция помолиться перед едой) и после этого будет есть спокойно и уравновешенно. Он съест именно столько, сколько ему надо, не переест, не будет испытывать страстного желания набить полный живот всем подряд, на что упадет взгляд. Аскетическая культура - это вовсе не жесткий запрет что-то не делать. Совсем нет. В аскетической культуре никто не говорит о запретах, т.к. все понимают, что "запретный плод сладок". Аскетическая культура - это искусство маленьких радостей, даже если ситуация полна драматизма. Аскетическая культура - это искусство сделать так, чтобы запрещенные вещи делать просто не хотелось. Наступившая у нас после перестройки эпидемия ожирения связана с тем, что мы постепенно теряем нашу традиционную культуру и превращаемся в общество потребления. Мы стремимся как можно больше потребить, и это становится нормой жизни. Можно сказать, что сбывается пророчество Александра Блока: "В будущем я вижу две России: Россию-Америку и Россию православную". Это два народа, живущие на одной территории, говорящие на одном и том же языке, но имеющие совершенно разное мировоззрение и этику. Россия-Америка - это биг-маки, хот-доги, чупа-чупсы, кока-кола и страстное желание потреблять. Это желание потреблять и приводит к тому, что человек начинает питаться по принципу "увидел -> съел", мировоззрение безудержного потребления само собой провоцирует переедание. Россия православная (т.е. традиционная) - это аскетическая культура, направленная на низкий уровень потребления. Кстати, именно поэтому люди с недоверием относятся к священнослужителям, имеющим лишний вес. И в самом деле, как может человек учить аскетической культуре (в данном случае Православию) других, если не смог научиться этому сам? Традиционная культура учит не привязываться к ценностям, вещам и страстям, это культура, которая учит делиться с ближним, а не обирать. Главная заповедь этой культуры: "Ты можешь владеть всем, лишь бы это не владело тобой". Аскетическая культура - вовсе не означает жизнь в бедности. Скорее, наоборот, она дает стержень человеку, и люди, принадлежащие аскетической культуре, могут быть очень богатыми. Но они накапливают богатство совсем не ради богатства. Чтобы продемонстрировать эту мысль я хочу обратиться к истории и вспомнить о староверах. Во времена царствования Алексея Михайловича, прозванного "Тишайшим" (отца Петра I), после победы в войне с Польшей, Россия ощутила себя империей православных народов. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон мечтали о том, что после присоединения Украины они двинутся дальше на Константинополь, и о том, что новая столица огромной православной империи будет перенесена из Москвы именно туда - в Константинополь. Согласно этому плану Никон и начал реформу богослужения, стараясь максимально ее подладить под греческие правила. Но не все русские христиане приняли новые правила богослужения, введенные Никоном - население раскололось на тех, кто не хотел менять свои обычаи (староверы) и на тех, кто был готов исполнять указ патриарха Никона. Чтобы преодолеть это разобщение, сын Алексея Михайловича - Петр I - ввел обязательный налог на староверов, полагая, что крестьянин ради лишней копейки пойдет к "никонианскому" попу. Но в итоге все вышло совершенно иначе. Дело в том, что до этого, люди жили по принципу "и нашим, и вашим". В душе они пусть и лелеяли любовь к старым обрядам и книгам, но при случае, какой храм попадется, в такой и шли. Но жесткий императорский указ заставил сделать выбор. Для мужиков-тружеников, привыкших нести ответственность за свои семьи, за свое хозяйство и будущее своих детей, это означало некий вызов. Это что же, значит, я совесть свою продам за какие-то копейки? Ну уж нет. Я лучше напрягусь, но этот налог отдам, зато веру своих отцов сохраню. Эта мотивация и привела в итоге к появлению богатых (но аскетичных по своему образу жизни) староверческих общин. Они владели богатством, но это богатство не владело ими. Они пользовались богатством, но не прикипали к нему. Аскетическая культура - это не система запретов, как почему-то многие думают. Запретов в ней нет вообще. Некоторые ограничения возникают не потому что они кем-то извне наложены, а потому что таковой становится внутренняя потребность человека. | |
|
Всего комментариев: 0 | |